Классификация грузовых машин — тягачей
Седельные тягач и грузовые машины с дизельным двигателем большого объема и несколькими осями. Предназначенные, для буксировки грузовых полуприцепов и прицепов, зарекомендовали себя, как самый востребованный вид грузового транспорта для буксировки полуприцепов, цистерн и автоцистерн, которые легко подлежат замене, поэтому седельный тягач не простаивает во время погрузки/загрузки, в отличие от грузовиков «одиночек».
Комбинация европейского тягача и полуприцепа – это высокое соотношение грузоподъёмности к собственному весу и низкая стоимость крупных перевозок делают седельные тягачи наиболее востребованным видом грузовой техники как России, так и за рубежом. Тягачи в отличии от грузовиков имеют распределение нагрузки между осями и повышенную маневренность, что также выгодно отличает его от обычного грузовика. Грузовая машина тягач, соединяется с полуприцепом образуя «тягач сцепка» посредством специального степного устройства, седла.
Тягачи классифицируются по ряду критериев:- по типу машины;
- по тяговому классу;
- по числу осей.
Автомобиль-тягач вместе с прицепом (полуприцепом) называется автопоездом.
Типы тягачей
- Тягачи (грузовые автомобили) для работы с прицепами.
- Седельные тягачи — работающие с полуприцепами, присоединяемыми к машине с помощью специального сцепного механизма — седла.
Осевая конфигурация
Тягач имеет много осей в зависимости от разрешенной осевой нагрузки. Наиболее популярны модели с вариациями 4×2, 6×2 и 6×4. Однако, есть производители, которые предлагают автомобили с конфигурациями: 6×6, 8×6, 8×8, 10×8 и 10×10. Автомобиль 6×4 имеет три оси, и две ведущие оси. Такая конфигурация наиболее популярна при доставке грузов на длинные расстояния в таких больших странах как США и Австралия. В Европе чаще всего используются варианты 4×2 и 6×2. На такие три или более оси должно быть не менее двух управляемых осей. При небольшой загрузке автомобиля с конфигурацией 6×2 неуправляемая задняя ось может быть поднята в целях сокращения износа резины. Автомобиль с конфигурацией 6×6 имеет три оси и все управляемые.
Различия европейского и американского типа
- Большинство европейцев имеют бескапотную предельно компактную стальную кабину, тогда как американцы в основном капотные и их просторные кабины выполнены из пластика и химволокна.
- На европейских седельных тягачах в основном дисковые тормоза, на американских до сих пор барабанные.
- В обоих типах колесные диски приведены к единообразию, но американский и европейский стандарт отличны друг от друга.
- У «европейцев» практически везде есть так называемые подкатные мосты, тогда как для американцев это редкость.
- «Европейские» полуприцепы, в том числе и Российского производства , оборудуются противоподкатными брусьями, препятствующими попаданию легковых автомобилей и других малогабаритных транспортных средств в пространство под полуприцепом, между задним мостом тягача и шасси полуприцепа. Американские трейлеры такими брусьями не оборудованы.
- Большинство «американцев» могут быть одновременно среднетонниками и тяжеловозами, среди «европейцев» в этом вопросе очевидна четкая грань.
- «Проевропейские» дальнобойщики России часто ругают «американцев» за габариты и излишний шум и консерватизм.Хвалят «европейцев» за их маневренность и прогрессивность.
- «Проамериканские» дальнобойщики России не любят «европейцев» за тесноту кабин и низкий уровень пассивной безопасности. Хвалят «американцев» за просторную кабину ,более высокую устойчивость на дороге и так называемые «1,5 м жизни».
- Высокая ёмкость (по сравнению с обычными грузовиками); седельный тягач может возить длинномерные грузы.
- Высокое отношение грузоподъёмности к собственному весу. Соответственно — высокий КПД и низкая стоимость крупных перевозок.
- Хорошая манёвренность (по сравнению с грузовиком той же длины). Возможен задний ход (в отличие от грузовика с прицепом).
- Прицепы и тягачи легко заменяются.
- По складской площадке или палубе парома полуприцеп может перемещаться не тягачом, а более манёвренным буксиром.